Закон об образовании - требование времени

С 1 сентября 2013 года  в районе работают 8 средних, 12 основных, 2 начальные общеобразовательные школы.  В них трудятся 272 учителя.

— Зоя Алексеевна, 1 сентября нынешнего года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Какие изменения привнесет он в работу общеобразовательных учреждений?

— Новый закон не только сохраняет все социальные гарантии ранее действующего Закона «Об образовании», но и создает новые, детально прописывая реальные механизмы их реализации, расширяет государственные гарантии бесплатного образования, предлагает абсолютно новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья,          нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован и уверен в успешном трудоустройстве.

 

— Какие требования предъявляются на законодательном уровне к качеству дошкольного образования?

— Стандарт дошкольного образования направлен на социализацию ребенка. Социальное расслоение возникает уже на этапе дошкольного возраста. И в этом отношении дошкольное воспитание — очень важный момент  социальной поддержки в том, чтобы дети получили полноценное развитие. Четко проводится мысль о том, что нельзя сады превращать в ступень школьного образования. Ключевой момент в дошкольном воспитании — игровая деятельность. А это и есть готовность к школе.

 Уважение  личности ребенка, поддержка его активности, включение в разнообразные виды деятельности являются главными в деятельности воспитателя. 

В  районе  функционирует  4 детских сада с охватом 339 детей, что составляет 28% от общего числа дошкольников.

Развитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения.       Данная проблема частично решается за счет открытия на базе пяти школ групп кратковременного пребывания дошкольников.  В новом учебном году  такая группа откроется на базе Миролюбовской основной  школы.

Для максимального охвата детей дошкольным образованием в городе Фатеже в 2014 году планируется строительство еще одного детского сада.    

Впервые на законодательном уровне разделены два понятия: образование и присмотр, уход за ребенком.

На организацию образовательного процесса будут выделяться субвенции из областного бюджета, а вот расходы за присмотр и уход будут нести муниципалитет и родители.

В настоящее время готов проект решения «О порядке взимания родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Фатежского района».  Кардинального повышения оплаты не предусматривается, льготы  сохранятся.

— Качество образования станет приоритетным?

— Конечно. К результатам образовательного процесса относятся не только базовые знания, но и состояние здоровья ученика, его возможность адаптироваться в социуме.

Вводятся такие показатели образовательных достижений, как, например, достижения по отдельным предметам, удовлетворенность образованием, дальнейшее образование и карьера выпускника. Широкое применение получит технология портфолио, позволяющая учитывать результаты, достигнутые школьником по различным видам деятельности.

— Результаты ЕГЭ минувшего учебного года подтвердили знания выпускников?

— Результаты свидетельствуют о положительной динамике. 99% успешно сдали экзамен по русскому языку (качество знаний составило 75%), экзамен по математике — 97% (качество знаний — 82%).           Уровень обучения школьников переводных классов (успеваемость без «2») по итогам 2012—2013 учебного года составляет 99,6%. Качество обучения — 40%. В основной школе —  40%, в старшей — 49%. Средний показатель качества обучения в городских школах — 40%, в сельских — 37%.

— Найдет ли место в учебном процессе предпрофильная подготовка?

— Безусловно. В новом законе «Об образовании» отводится должное место профилизации обучения.  Для приема в профильные классы можно будет проводить конкурсные процедуры. Вводится и такое понятие, как сетевое взаимодействие, то есть использование возможностей учреждений культуры, спорта, дополнительного образования в микрорайоне.

В 2013—2014 учебном году помимо профильного обучения планируется внутриклассная профилизация не только в городских школах, но и в сельских: биолого-географическая — в Шуклинской,  биолого-химическая — в Верхнелюбажской, обществознание,  биология и химия — в Большежировской школах. Положительный опыт профориентационной работы сложился в  ФСОШ № 2.

— В течение нескольких лет учителя  школ района  работают по федеральному государственному стандарту второго поколения. Каковы итоги этой деятельности?

—  Первые результаты показали, что в целом концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы — интересны детям, нашли поддержку у родителей.

Большую роль в подготовке педагогов к введению ФГОС играет стажировочная площадка, функционирующая на базе МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа № 2». В истекшем учебном году повышение квалификации через стажировочную площадку прошли учителя начальных классов,  русского языка и литературы...

— Предусмотрены ли в новом Законе «Об образовании в РФ» меры социальной защищенности педагогов?

— Статья 47-я нового закона утверждает правовой статус работников, их права и свободы, гарантии их реализации. Данная статья перекликается с Трудовым кодексом РФ.  Сохранены меры социальной поддержки педагогических работников. Ведется целенаправленная работа по выполнению Указа Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая  2012 года о доведении среднемесячной заработной платы учителей до среднемесячной в регионе. С 1 сентября текущего года предусматривается увеличение размеров должностных окладов на 12% за счет перераспределения тарифной и надтарифной частей фонда оплаты труда.

Хочется отметить то, что все образовательные учреждения организованно начали учебный год.  Я уверена, что у учителей нашего района есть большой потенциал для достижения новых творческих успехов. Пусть сбудутся их  мечты и  планы.

Подготовила Т. Мошевская.