Детский кинотеатр «Комета»

Все началось почти пятьдесят лет назад во второй половине шестидесятых годов прошлого века. Мы, подростки того времени, безоглядно любили ходить в кино. В небольшом городке Фатеже это было событие.

Авторитет «важнейшего из искусств» объяснялся системным выходом на экраны добротных отечественных фильмов. Зарубежные картины составляли не более 25%. Как сегодня принято говорить, киноискусство являлось «раскрученным» жанром. В киосках «Союзпечати» продавались и пользовались большим спросом красочные фото известных артистов. Выходило несколько журналов: «Новые фильмы», «Спутник кинозрителя», «Советский экран». В кинотеатрах оформлялись выставки из плакатов фильмов, вышедших на экраны страны в разные годы.
По телевидению художественные фильмы показывали нечасто. Сначала существовала только одна телепрограмма, и лишь в начале 1970-х годов появилась вторая. Согласитесь, выбор небольшой. То ли дело кинотеатр. Перед сеансом играет оркестр, зрители обсуждают новости в ожидании фильма. Огромный экран, радость совместного просмотра, переживания, смех, обсуждение.
Достойная зависти сегодняшних молодых любовь к кино и привела меня в кружок юных киномехаников, открывшийся в середине 60-х при районном Доме пионеров. Превращение изображения на пленке в живую картинку на экране представлялось мне завораживающим чудом, от того, что мы видели не готовый продукт технологического процесса, а сам процесс. Обучение велось на суперпопулярном тогда аппарате «Украина».


Большое мальчишеское уважение мы испытывали к руководителю кружка Анатолию Карловичу Петерсу. Он заслужил его не только своим знанием кинопроекционной техники, но и импозантным видом, достойными манерами. Для провинциального Фатежа он казался человеком «из-за рубежа», хотя происходил откуда-то из Прибалтики. Легкий акцент, деликатность даже в отношениях с детьми оставили неизгладимый след в памяти. Я настолько увлекся обучением, что в последующие три года сдал экзамены и получил удостоверения сначала кинодемонстратора, а затем и помощника киномеханика. Это позволило мне, провалившись при поступлении в институт, скоротать время до призыва в армию в должности киномеханика городского кинотеатра им. С.М. Кирова.
Не успев толком войти в состав кружковцев, я попал в круговорот событий, связанных с идеей организовать в городе детский кинотеатр, в котором все основные функции выполняли бы школьники. Предложение исходило от руководства Дома пионеров, а базой становился городской кинотеатр. Как позже понял, это было не оригинальное начинание — в стране развернулось целое движение. Оно являло собой прекрасный способ направить энергию подростков на общественно-полезное дело. Здесь мало что напоминало игру. Реальные функции кассиров, билетеров, киномехаников, методистов и, конечно, директора выполняли именно дети. Директором предложили быть мне.
 Курировать начинание поручили сотруднику Дома пионеров Валентине Петровне Рыжкиной. Она довольно быстро передоверила мне многое из своих функций. Это был 1969 год. Кинотеатру с легкой руки В.П. Рыжкиной  дали название «Комета». Объяснение простое: комета — это небесное тело, всегда находящееся в стремительном движении. Ассоциация понятная и ко многому обязывающая.
Каким-то седьмым чувством, а скорее интуитивно, я понял, что отличаться от взрослого наш кинотеатр должен не возрастом его работников, а содержанием деятельности. Казалось бы, что тут особенного. Показывай фильмы, да и только. Но мы начали внедрять в практику формы работы, характерные для других досуговых учреждений. Например, встречи с интересными людьми. Их было немало. Одна из самых ярких – разговор с бывшим бойцом Первой Конной армии времен гражданской войны Яковом Петровичем Солошенко. Его командиром был сам С.М. Буденный.
Мы проводим конкурсы, новогодние представления. Уже и старожилы не помнили, чтобы в кинотеатре когда-нибудь ставили елку к  празднику. Мы насели на взрослых так, что они сделали ее даже вращающейся. А в качестве призов использовались килограммы конфет, приобретаемых дирекцией Фатежской киносети.
Кстати, будет справедливым упомянуть ее руководителей, которые в ту пору часто сменяли друг друга. Но все они неизменно горячо поддерживали все наши выдумки. Это Михаил Григорьевич Щетинин, Владимир Яковлевич Соклаков, Александр Арнольдович Лятт. Наиболее существенный вклад в развитие кинотеатра внес Сергей Александрович Верзунов.
Второе, что, на мой взгляд, отличало нашу «Комету» — работа над формированием репертуара. Мы не пустили это дело на самотек и находились в тесном контакте с Курской конторой кинопроката. В ней к нам относились не по-детски серьезно, поэтому в детском кинотеатре демонстрировались лучшие из отечественных картин. В результате весь месячный план по детским зрителям городского кинотеатра выполнялся за счет всего лишь четырех воскресных дней (таков был наш режим работы).
Вскоре проект, как сегодня принято называть новое дело, стал известен довольно широко. Областные газеты «Курская правда», «Молодая гвардия», районная «Путь Ильича» печатали большие материалы. Известный журналист Клара Васильченко сделала передачу на Курском радио. Авторитетная до сих пор Тамара Антипенко (работавшая в начале 70-х годов методистом областного управления кинофикации) выпустила рекламный текстовой плакат под многозначительным названием «О тех, кто идет впереди».
Призыв в Советскую Армию прервал мою бурную жизнь, связанную с продвижением кино.  В солдатской жизни на далеком острове Сахалин мне согревали душу не только письма родителей, а и весточки из детского кинотеатра. Их вместе с фотографиями постоянно присылали новые лидеры проекта — директор Слава Чаплыгин и киномеханик Миша Чаплыгин. Однако после них долгого продолжения дело не имело и мало-помалу затухло совсем. Повлиять на этот процесс было невозможно из-за того, что у меня начался новый этап жизни — обучение в ВУЗе.
Многое из этого повествования выглядит сегодня обыденным и заурядным. Но, когда делаешь скидку на время, становится понятно, что те стародавние проявления детской активности не являлись наивными или бессмысленными. Это была школа гражданского становления.

Валерий Рудской, председатель  комитета по культуре Курской области